Порядок обжалования нормативно-правовых актов

Порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений, принятых Думой городского округа, главой Верхнесалдинского городского округа

В соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ установлен следующий порядок обжалования нормативных правовых актов:

Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

 

 Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

 Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

 

 Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части

 В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда.

  


 

КС РФ подтвердил, что оспаривать нормативные правовые акты в суде могут только юристы

Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 1784-О

Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 1783-О

Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 1782-О

Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 1781-О

КС РФ вынес сразу четыре отказных определения по жалобам на неконституционность ряда положений КАС РФ (в том числе ч. 9 ст. 208Кодекса) о необходимости наличия у гражданина — административного истца (его представителя) высшего юридического образования при оспаривании нормативных правовых актов.

Отклоняя доводы заявителей о том, что указанные требования ограничивают конституционное право граждан на доступ к правосудию, КС РФ отметил следующее.

Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданами по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными законами.

Право граждан на оспаривание в судебном порядке нормативных правовых актов органов публичной власти и должностных лиц представляет собой дополнительную возможность защиты их прав с использованием судебного механизма. Это связано с тем, что граждане также вправе непосредственно обратиться в КС РФ с жалобой на нарушение их конституционных прав законом, примененным в конкретном деле судами.

Поэтому определяя условия использования этого способа защиты прав, законодатель мог учитывать его специфику, состоящую как в предмете рассмотрения по таким делам (преимущественно вопросы права, а не факта), так и в том, что по своей природе обжалование гражданином нормативного правового акта затрагивает правовые интересы всех лиц, которые попадают в сферу регулирования этого акта.

Соответственно введение требования к гражданам, участвующим в делах об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, автономной области, автономного округа, в Верховном Суде РФ, в случае отсутствия у них высшего юридического образования вести дело через представителя, имеющего такое образование, — учитывая гарантированное им право на доступ к суду при рассмотрении конкретных дел без соблюдения этого условия — не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

При этом КС РФ указал, что законодатель вправе внести в КАС РФ соответствующие изменения и дополнения с целью оптимизации процедур, связанных с необходимостью устранения из правовой системы нормативных положений, противоречащих закону, посредством их судебного оспаривания.

 

Просмотров 1395, сегодня 1